Эзотерическая математика
 


Счёт и поэзия Чисел

Долгин Ю.И.   ДАЛЬ "ФА"

Нет Хаоса — Космос там,

Где Хеопса Божий Храм.

В Пирамиде Мифа соль:

Разглядите Ми — Фа — Соль!

 

Прав был Александр Пушкин, полагая, что вдохновенное творчество не укладывается в сухие математические рамки.

Но прав был и Эдгар По, создавая великолепные поэтические композиции на основе предварительно вычисленных числовых схем.

Сочиняя стихи, о математике я не думал. Но математика думала о моих стихах. Стихотворение, которое пользовалось успехом в пору моего дебюта (1939 год), называлось "Столик". Ввиду его краткости, привожу целиком:

Стоит столик на четырех ножках;

Стоит, крепко держится.

Не упадет столик на четырех ножках.

Скорей - упадет человек.

Ведь у человека всего две ноги.

И упасть ему очень легко.

Понятно, что по условиям тех лет "Столик" читался в самой узкой аудитории, прямо скажем, исключительно домашней.

Люди падали в те годы чаще, чем когда-либо, тем более, что им со всем усердием помогали упасть...

Должен признать, стихотворение писалось без правозащитных мотивов, даже без оглядки на угрожающее происходящее. И все же опасливость "сказать не то, что нужно" - была, ибо всех в той или иной мере угнетала атмосфера страха.

Быть может, в шестистишии - содержался какой-то бессознательный отклик на жестокую действительность, но сознательный смысл его имел вполне отвлеченный характер. Именно как абстрактное противопоставление человеческой шаткости и деревянной устойчивости "Столик" и воспринимался слушателями.

При этом ни автор, ни аудитория не подозревали тогда, что "Столик" - пифагорейское произведение, как в прямом, так и в сокровенном смысле. По простой причине: пифагорейской теории чисел никто не знал. (Все знали о "штанах" теоремы Пифагора, но о "голове" ничего не ведали).

Только спустя десятки лет, после знакомства с Учением великого древнегреческого мыслителя-математика, я обнаружил, что:

1) содержание "Столика" согласуется с Клятвой пифагорейцев;

2) формальные элементы стихотворения таят совершенные числа 6 и 28.

 Что такое "совершенные числа"?

Это числа (сколько известно, открытые Пифагором), которые отличаются равенством суммы делителей их с самими числами.

Так 6=1+2+3; 28=1+2+4+7+14.

Совершенные числа принадлежат к категории чрезвычайно редких чисел: среди первых десяти тысяч чисел натурального ряда - всего четыре совершенных числа. Кроме указанных - 496 и 8128.

Клятва пифагорейцев (о ней речь дальше) опиралась на число четыре. Преимущество четырех, как опоры, утверждалось мною в "Столике". На это совпадение впервые обратил внимание мой друг, замечательный поэт Николай Глазков в конце 60-х годов. Он сам был привержен к числу четыре, сопутствовавшему ему в жизни, и декларировал особое отношение к четырем в стихах и в словах. (При застольях неизменно подчеркивал, что тост за его здоровье по счету четвертый!)

Второй секрет "Столика" прояснился для меня спустя много лет, когда я, возможно под влиянием наития, стал считать, сколько в моем шестистишии слов, точнее - частей речи. Выяснил - 28. Если бы не 6 строк, число 28 не произвело бы на меня большого впечатления. Но оба показателя стоят рядом в строю совершенных чисел, значит, явно выявляют свою сопричастность.

Конечно, читатели стихов не занимаются подсчетом количества строк или слов в них. С позиции здравого смысла никому это не нужно. И о чем может свидетельствовать наличие каких-либо числовых соответствий в том произведении, которое претендует на художественность?

Оче-видность - по исходному значению - не видит дальше очей, следовательно - короче-видность, чем дально-видность.

Мы, как правило, "на глазок" не замечаем грандиозности "мелочей" окружающих нас, а между тем эзотеризм учит, что нет "малого" так же, как и "большого".

Необходимо развивать зоркость, чтобы узреть "малое", и - соизмеримость, чтобы определить его истинную величину.

Точно так же в природе нет двух объектов, на первый взгляд, не имеющих ничего общего, которых не связывали бы незримые нити соприкасания и взаимодействия, ибо все во всем!

Нисколько не призывая читателей, любителей поэзии, "считать" стихи, рекомендуем всем исследователям поэзии и читать, и считать поэтические произведения, заслуживающие, разумеется, внимания.

Анаграмма подтверждает:

Изучи слово -

И зову число!

Ошибочно представление, что сокровенное - непременно сокрытое, спрятанный клад под землей или нечто в тайнике башни за семью замками...

Сокровенное, как правило, во-первых, рядом; во-вторых, зачастую, - откровенное, пользующееся репутацией общеизвестного, банального и элементарно простого.

В обиходе выражение: "Это же просто, как дважды два – четыре!”

Между тем четыре, не говоря о Единице, может быть, самое загадочное из всех чисел. Не только в герметическом плане, но даже в рамках эвклидовой математики.

Пифагор - основоположник традиционной и эзотерической науки в Древней Греции, установил арифметическую классификацию чисел, разделив их на:

• Линеарные (одномерные числа; делятся только на себя: 2, 3, 5, 7 и т.д.).

• Плоскостные (двумерные; имеющие два простых делителя: 6, 9, 10, 14и тд.).

• Телесные (трехмерные; имеющие три простых делителя: 8, 12, 18, 20 и т.д.).

Вопрос: К какому разряду чисел принадлежит 4?

Ответ напрашивается: к плоскостным числам, так как 4 имеет два делителя. (Вот оно - "дважды два"!)

Однако у Пифагора имеется и другая, принципиально более важная, классификация чисел, увязывающая геометрический образ фигуры с точечным формированием ее.

Мельчайший атом геометрии - точка - безразмерен. Подобно поручику Киже, фигуры не имеющий. Но фиксирующий место в пространстве.

Таким образом, точка - исходный пункт всех конструкций - плоскостных и телесных. Символ - Единица.

Совершенно справедливо Единица возглавляет ряд натуральных чисел, хотя Нуль предшествует Одному. Приоритет Единицы в том, что она активное начало, а Нуль - пассивное, как бы не принимающее участия в последовательной дифференциации чисел -"1,2,3,4,... "

Космогенез "Тайной Доктрины" Блаватской опирается именно на Учение Пифагора о числах, утверждая за Нулем значение Непроявленного, до-бытийного Начала ("Бездны", “Тьмы", "Хаоса" в античной теогонии) и возводя Единицу в ранг организатора Мира Проявленного, структуризованного, упорядоченного ("Космоса" в представлении античности).

Дробление Целокупного открывает число 2.

Отрезок прямой линии определяют две точки, причем само понятие "отрезка" подразумевает акт разделения, так как прямая - абстрактная - не имеет ни начала, ни конца. Она - одномерная бесконечность.

Препарируя прямую, т.е. выделяя из нее отрезок, мы создаем прецедент ограничения, необходимый для локализации конечной формы.

Дифференциация Единого напоминает мудрые образные сюжеты классических мифологий народов мира, например, историю Древнеегипетского бога Озириса, злодейски убитого и разрезанного на части коварным братом его Сетом-Тифоном.

Сестра-супруга Озириса богиня Изида искала по всему миру останки любимого. Найдя, составила члены в прежнем порядке и властью волшебной магии оживила Озириса, ставшего правителем Царства мертвых...

Наивный читатель может подумать, что воскресший бог все же ушел из земной жизни?

Внешне это выглядит так. Но если глубже разобраться в происшедшей драме и учесть, что, согласно эзотеризму, земная жизнь находится в постоянном и непосредственном взаимодействии с жизнью Надземной; если расширить сознание до постижения иллюзорности понятия "смерти", то надлежит признать: Озирис не ушел из земной жизни, а поменял престолы - меньший на больший: Правитель в границах Земли стал Владыкой Небесным!

Разве не аналогична метаморфоза Иисуса Христа?

Разве скончавшийся на кресте Иисус не воскрес из мертвых, чтобы занять Престол Неба?

В индийской теологии великим жертвоприношением Пуруши (Пуруша - дух воплотившийся в человекоподобного гиганта) был создан мир.

По преданию скандинавского эпоса, боги убили древнейшего исполина Имира и из тела его сотворили природу и органическую жизнь на Земле.

Таковы разные сценарии на тему известной роковой закономерности: смерти ради бессмертия, гибели Единого во имя Воскресения его в Множественном посредством сакраментального Делителя, значение которого "Два".

В египетской мифологии, отличавшейся четкой математичностъю, числовое значение Сета - убийцы Озириса - 2.

Поскольку Озирис выражает Единую Целокупность, его числовой знак - 1?

И да, и нет. "Нет" потому, что коренное значение Озириса - Четыре; "Да" потому, что сумма первых четырех чисел, равная Десяти, возвращает нас к Единице. (Объяснение "безнулевого" подхода к Десяти - в дальнейшем).

Сет признавался в Египте богом зла (Сет - Сатан - Сатана?); пифагорейцы не любили Двойки, как антипод Единицы и разъединительницы всего в Природе.

Но это негативная сторона символа 2. Другая - позитивная сторона - порождение полюсов, противоположных Начал, способных не только к отчуждению, но и взаимному тяготению, а в конечном счете - к любви, производительнице универсального синтеза, выраженного числом Три.

Божественная Троица!

Троебожие в Одном Всеобъемлющем Божестве присуще не только христианству, но и индуизму (несмотря на большой, даже грандиозный разброс в пантеонах богов), Древнеегипетской религии (тоже с альтернативными множественными вариантами) и теологии других народов.

На всех уровнях теоретического мышления и нормативов практической жизни число "три" играет выдающуюся роль как организатор минимального цикла.

В геометрической интерпретации Трех Пифагор продолжает ту же точечную стратегию. Третью точку он постулирует вне отрезка на равном расстоянии от первых двух точек. Тогда, при наведении "мостов" к крайним точкам отрезка, получается равносторонний треугольник, т.е. замкнутая двумерная фигура на плоскости.

Три - коренное число богини Изиды, а треугольник Ее эмблема.

Надо иметь в виду, что прямоугольный треугольник со сторонами "3, 4, 5" идентифицировался жрецами Египта с главной Троицей их богов: Изидой, Озирисом, Гором.

Пифагор до основания им Союза пифагорейцев учился сокровенному знанию в Вавилоне и в Индии, но наиболее тщательно и продолжительно изучал герметическую науку в Египте. (Есть версия - 22 года).

Знаменитое равенство, названное Теоремой Пифагора –“32 + 42 = 52" - было известно иерофантам Египта задолго до греческого мыслителя.

Возможно. Пифагор по-своему обосновал и развил математические и метафизические идеи египетских посвященных. Во всяком случае, "закрытое" знание их он сделал "открытым" для своих учеников. Они же с определенными купюрами, диктуемыми законами герметизма, довели до сведения последующих философов и математиков азы эзотерической теории чисел, как запретный плод, хранившийся на Востоке...

Какой же геометрический эквивалент числа 4?

Догадливый читатель сразу сообразит: был равносторонний треугольник, значит, следующая фигура - равносторонний квадрат!

Увы... напрашивающееся умозаключение наверняка таит ошибку. По условию конструирования фигур - все точки должны быть равноудаленными друг от друга. Угловые точки сторон квадрата не вполне удовлетворяют этому требованию. Расстояния между диагональными точками больше, чем между соседними угловыми.

Чтобы четыре точки являлись равноудаленными, необходимо выйти в третье измерение, следовательно, поднять четвертую точку над плоскостью треугольника. Объемная фигура, образуемая таким способом, - пирамида на треугольном "подножии" - Тетраэдр - правильный многогранник, принадлежит к телесному миру.

Вот доказательство трехмерной телесности Четырех!

Что же в итоге мы выяснили?

Четыре в арифметике - плоскостное число, а в геометрии - объемное. Обе модели формально правомочны. И все же геометрическая истина на стороне пирамидальности "четырех".

Однако тайна теоремы Пифагора - в Древнеегипетской (не тетраэдальной) Пирамиде, тысячелетия привлекающей внимание путешественников и исследователей как одно из семи чудес света.

Пирамида Хеопса - сокровищница загадок - величайший и монументальнейший памятник на Земле великолепной тройке чисел: Три, Четыре, Пять.

Это геометрический и герметический Дом Изиды, Озириса и сына их Гора. Основание пирамиды Хеопса такое же как у куба - квадрат (четырехточие). Четыре треугольные грани (трехточие), поднимаясь к небу, сходятся в точке вершины. Но в числовую характеристику Пирамиды входят не только 3 и 4. Пять граней ее и пять углов указывают на принадлежность к Пирамиде значения Пяти.

Стоп! А не является ли квадратная Пирамида моделью пятиконечного объекта? Трехмерной схемой четырехмерной пространственной формы?

Неосуществимость правила равноудаленности точек в данном случае позволяет говорить о чуде гибрида несовместимого, убедительнейшей реализацией которого предстает находящийся поблизости от Пирамиды неразгаданный хранитель ее - человеко-чудовище Сфинкс...

Что такое человек? Животное или одухотворенное существо?

Как в египетской Пирамиде согласуются квадратность и пирамидальность, так в человеке согласуются животность и духовность.

К сожалению, слишком часто животное начало преобладает.

Между тем квадратная опора египетской Пирамиды - всего лишь исходная плоскость для подъема на вершину. Задача - отталкиваясь от телесного, стремиться к духовному! В этом смысле Пифагор рассматривал пирамидального человека как идеал совершенства.

В книге "Мир Огненный" (серия "Агни Йога") Пирамида моделирует Мироздание: основание - мир плотный (земной); боковые грани - Мир Тонкий; вершина, кульминирующая смысл конструкции - Мир Огненный, высочайший из миров, приблизительное и недостаточное представление о котором содержат понятия "эмпирей", "рай", "нирвана".

По античной традиции Природа - арена деятельности четырех стихий: Земли, Воздуха, Воды и Огня, причем Огонь почитался главной стихией. (В некоторых случаях упоминается пятая стихия - эфир). Современная наука подтвердила доминанту Огня - Вселенная преимущественно плазменная.

Библии можно доверять: Бог явился Моисею в феномене "Неопалимой Купины" - Пламени.

В нумерологии стихий, кстати говоря, стихия Огня символизировалась числом четыре! Эзотерически - Дух, Психическая энергия, Мысль, Огонь, Свет - разные термины единого Божественного Начала, управляющего эволюцией материи и стимулирующего развитие культуры. В XX веке гегемония меркантильных ценностей в техногенной цивилизации повсеместно привела к потере ориентира ДУХОВНОГО СВЕТА в общественном сознании ведущих стран мира.

Раньше других это поняли Рерихи: Николай Константинович поднял Знамя Культуры; Елена Ивановна - составитель книг Учения "Агни Йога" - предложила формулу:

"КУЛЬТУРА - КУЛЬТ УРА" (Ур - Свет). Формула - не просто игра слов, удачный каламбур, а выявление герметического смысла слова большой понятийной емкости. Препарированные таким образом слова (для раскрытия нового смысла) можно назвать полисмыслами (многосмысленными)'.

"Откровение" святого Иоанна предвещает в венце истории человечества торжество града Божьего на Земле, иначе говоря, Града Света.

Грядет сужденная победа Духовной Культуры над безумием тьмы.

Я попробовал объединить полисмысл Е.И.Рерих с пророчествами Иоанна о Граде Божьем и о единстве Альфы и Омеги.

ГРАД БОЖИЙ

Культ Ура. Небеса и Град. Альфа. Омега. Мир.

Культура не беса игра. Даль "Фа". О, мегамир!

Что такое Даль "Фа”?

"Агни Йога" призывает обратить мысль к Дальним Мирам, т.е. не ограничивать мышление исключительно реалиями земного мира. Это путь в Беспредельность, но не в "дурную бесконечность" (термин Гегеля) продвижения от пункта А к пункту В, С, Д, Е и т.д., качественно не отличающийся от топтания на одном месте...

Прямолинейный ряд натуральных чисел в количественном тумане дециллионов и ундециллионов - лучшая иллюстрация к "дурной бесконечности". Но единственно плодотворная линия движения в Природе - не прямолинейная, а закрученная витками спираль.

Если расположить натуральный ряд чисел по спирали, наглядно обнаружится, что каждый новый виток спирали воспроизводит (на более высокой ступени) определенные числа, выступающие лидерами соответственной группы чисел.

Минимальный виток спирали (цикл) триаден: выражает Начало, Середину и Конец.

Триады - цикловые ячейки натурального ряда:

I)                  1, 2,3;

II)              4,5,6;

III)           7,8,9; IV) 10,11,12 и т.д.

 "Начала" Триад (1, 4, 7, 10 ...) - числа Озириса;

"Концы" Триад (3, 6, 9, 12 ...) - числа Изиды.

Чтобы Триады не нанизывались, как бисер, на нитку "дурной бесконечности", в Древнем Египте создали методику качественной регуляции движения чисел согласно цикличности их. Для этого ввели понятие цифрового корня, который извлекается из многозначного числа сложением его цифр до получения однозначного.

Например: 10 -> 1 + 0 = 1.

Единица - цифровой корень десяти. Вот почему Нуль в указанной выше пифагорейской Декаде эзотерически не учитывается. Принято считать, что пифагорейцы избрали своей Клятвой выражение: "Тетрада равна Декаде" (Четыре первых числа совокупно равны Десяти).

Истинный смысл клятвы пифагорейцев другой:

"ТЕТРАДА РАВНА МОНАДЕ" (Четверица равна Единице).

Именно так цифровой корень преобразует Десятку! Преображение происходит в начале четвертого миницикла, когда все двузначные превращаются в однозначных, воспроизводя их в последовательном порядке:

11->2; 12->3; 13-> 4; и т.д., включая 18-> 9.

Каждые Три миницикла логично группируются в девятизнаковый Цикл (Эннеаду), начинающуюся Числом Божественного Огня и кончающуюся Числом Йзиды (Матери Мира).

Будто в ослепительном свете вспыхнувшего в ночной тьме прожектора, за банальной механикой десятичной системы счисления проступают контуры столь же глубокого, как и высокого Провиденциального Откровения:

Абсолют-Монада порождает Вселенную чисел. Числа уходят от Абсолюта в Беспредельность, по-видимому, безвозвратно...

Но это иллюзия, Майя.

Эннеадные Циклы возвращают числа к Абсолюту, а также к Триадному синтезу Его в лице Изиды (Матери Мира).

Персонифицированный Абсолют (Единица) суть Озирис (Четыре), возвращающийся через смерть и Воскресение (Десять) к первозданному Абсолюту.

Герметична символика, изображающая Озириса в саркофаге, из которого прорастают 28 колосьев.

28 -> 2 +8= 10.

Это картина Воскресения Бога в начале Четвертой Эннеады, что подчеркивает принадлежность Его к числу Четыре.

Аналогично странствие Адама-Агасфера, созданного по образу и подобию Творца, от Бога - через все испытания земного опыта - к Духовному Всечеловеческому Отцу.

Искра, испущенная Вселенским Пламенем, в конечном счете, через энное число Эннеад возвращается в объятия Прародителя Огня.

Любому человеку, если он не отдал душу черту, предстоит рано или поздно прийти к Богу.

Путь к Всевышнему обывателя, выбирающего дорогу полегче, наиболее продолжителен.

Клятва пифагорейцев предлагает кратчайший путь, требующий преодоления всего одной Эннеады. Это нелегкий маршрут праведников и посвященных. Зато скорее и вернее приближающий к Цели.

Эннеадная стратегия счета определяла пантеоны богов Египта. Так, древнейшая теогония Гелиополя состояла из Божественной Девятки во главе с Демиургом Атумом. Его потомство завершали Нефтида, Сет, Изида и Озирис - Четверка правнуков. Отсюда следует, что Гор (Солнечный бог) - зачинатель другой Эннеады.

Параллель Озириса и Христа - не отождествление их. Они едины в мистериальной функции - Жертвы и Воскресения Бога.

В трехчленной эмблематике Всевышней семьи - "Бог Отец; Богиня Мать; Бог Сын" - египетскому Гору отвечает христианский иисус.

Бог Света Гор сражается с исчадием тьмы Сетом и побеждает владыку зла.

Точно так же Сын Божий Агнец-Христос в решающий битве Небесных сил с князем мира сего ниспровергает сатану.

По интерпретации египетских жрецов сумма “32+42 = 52" расшифровывалась: "квадратная мощь Изиды и Озириса равна квадратной мощи Гора", т.е. числу 25.

"Откровение" Иоанна свидетельствует о 24-х престола святых старцев на Небе, окружающих Престол Агнца, тем самым - 25-й!

Это соответствие знаменательно, однако, истинное число сына Бога в эзотерике иное. Сам Агнец вещает о Себе: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний" [Откр. XXII, 13].

Альфа - первая буква греческого алфавита; Омега - последняя. Числовой символ Омеги - 800. Но здесь не ответ, а наводящая подсказка для ответа. Число 800 располагает тремя цифровыми перестановочными комбинациями (800, 080, 008) сумма которых равна 888.

Читаем у Блаватской: "888 - гностическая, каббалистическая величина имени Христа... Также и деление 24 часов суток дает три восьмерки" ["Т. Д.", т. II].

Среди чисел Апокалипсиса, вообще насыщенном нумерологической символикой, нет числа 888. Неужели нет? Вед Агнец наиболее священный Образ "Откровения"?!

Сокровенная мудрость не демонстрирует себя напоказ не преподносит готовых рецептов тем, кто не может адекватно воспринять их.

Зверино-человеческое число 666 (принято называть его лишь "звериным", вопреки тексту "Откровения"!) фигурирует у Иоанна, но как некая тайна.

Божественная Тайна тем более неначертаема, и все же - берем на себя смелость предположить - в неявном виде запечатлена в композиции Апокалипсиса. "Откровение" состоит и: 22-х глав, содержащих в общем счете 404 стиха-абзаца. (В каждой главе отдельная нумерация).

404 = 22 + 202; сумма оснований квадратов - 22. Случайна ли такая перекличка глав и абзацев? В Священном Писании неразрывно связанным с числовой символикой, случайные числовые совпадения исключаются. Значит, имеется дополнительный мотив присмотреться к числу 404. Что же мы видим? 404 как и 800, потенциально содержит 888. (Сумма трех комбинаций цифр 404).

"Откровение" Иоанна - гимн Агнцу, т.е. Овну - Агни (Огню) в словах и в числах!

Автор, будучи посвященным гностиком, не мог не знать мифа об Изиде, Озирисе и Горе. В "Откровении" никакого заимствования нет и быть не может, но есть черты соприкосновения, объяснимые наличием извечного источника драматургии Божественной и человеческой истории. Кроме двойного прототипа Иисуса Христа - Озириса и Гора, "жена, облаченная в Солнце" (Дева Мария), - ипостась египетской Богини. Она появляется в начале 12-й главы "Откровения", и "на главе венец из 12-ти звезд".

12 - периметр треугольника Пифагора (3+4+5);

12 - типовая характеристика ансамбля Града Божьего, воздвигнутого на преображенной Земле;

12 - Число Матери Мира в эмблематике правильного двенадцатигранника (додекаэдра) - объемной проекции (конечно, объемно условной проекции) Вселенной2.

Жена, преследуемая драконом, родила сына, "которому надлежит пасти все народы... и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его". Цитируется стих 5-й 12-й главы Апокалипсиса.

Пять число Гора.

Зодиакальный круг из 12-ти Знаков. Последний Знак - "Рыбы" - стихии Воды, числовой символ которой 3. Прежде чем библейский Бог провозгласил: "Да будет Свет" (Огонь) - "Дух Божий носился над водою".

Зодиак воспроизводит сей порядок чередования: после 12-го Знака "Воды" идет Знак первый - Овен (Агнец - Огонь). При повороте Зодиака Знак Овна, занимая положение 13-го Знака, принимает менталитет Озириса

(13->1 +3=4).

Спектр понятия Даль "Фа" выходит за рамки математики, астрономии и теогонии.

"Фа" - четвертая нота семизначной гаммы. Из мудрецов Древности один Пифагор слышал Музыку Сфер - Гармонию Миров. He вдаваясь в подробности, кратко сформулируем: Пифагор открыл в музыке математику созвучий, а в математике - музыку ритма тетрады. Архимед изрек: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир".

Пифагор нашел эту точку опоры в Числе, и Числом объединил мир.

Краеугольный камень фундамента Мироздания – тетрада, цементирующая монолит трех - четырех - пяти.

Триумф Изиды - Апофеоз Озириса - Торжество Гора !!!

Приступив к экскурсу в Даль "Фа" с упоминания Пушкина и с презентации совершенных чисел Пифагора, мы во вращаемся к Великому Поэту и к совершенным числам в его творчестве.

Звучит неожиданно, но пушкинистам известно, что универсализм гения поэта распространялся также и на математику.

Снимем с Пушкина нелепый ярлык "реалиста", наклеенный литературными канцеляристами не столь давних лет.

Пушкин был циникoм-вoльтерьянцeм, романтиком байронистом, классицистом, сентименталистом, рационалистом, натуралистом и прочее. Также - реалистом. Добавим - мистиком.

Главное - он был настоящим эзотериком!

Необыкновенно эзотерична поэма-сказка "Руслан Людмила". Борьба Света и тьмы, традиционная для сказочных сюжетов, поражает в этой поэме еще очень молодого начиающего поэта изумительной прозорливостью проникновения в Надземные астральные планы...

Отмечен просвещенными литературоведами фрагмент "Евгения Онегина" о Белом Братстве.

Но подлинная вершина герметической эзотерики в пифагорейском духе - повесть "Пиковая дама"!

"Тройка - Семерка - Туз!" - сочетание карт, необходимое для выигрыша. Туз - сильнейшая карта. По знаку - Единица, но такая, что бьет все другие карты... Если расположить по знаковому возрастанию, получим: 1-3-7.

В физике 137 - мировая константа.

Константа в науке - безразмерная фундаментальная постоянная величина. В физике весьма велика роль соотношения

RC=137, е2

где R - постоянная Планка, С - скорость света, е - заряд электрона.

В теории чисел Пифагора, 1, 3, 7, - это Священные Числа, являющиеся основаниями в треугольном их выражении совершенных чисел.

В карточной игре "Двадцать одно" Туз имеет значение „ одиннадцати". Таким образом, это наилучшее сочетание трех карт как раз и дает выигрышное "двадцать одно" в сумме.

Но Германн Пушкина играл не в "Двадцать одно", а в "фараона". Да. "Фараон" - другая карточная игра. Однако, что подчеркивает название, древнеегипетского происхождения, как впрочем, все карточные игры. Источник их - Бог Тот, египтян, он же - Гермес Трисмегист, по преданию, в картах Таро зашифровавший всю премудрость Земли и Небес...

Интерпретируем "Тройку", "Семерку", "Туза" в значениях игры в "Двадцать одно": "3 - 7 - 11". Сумма этих чисел в треугольном выражении их - "6 + 28 + 66 = 100". Убедительно "круглый" результат! Правда, Германна подвела третья карта:

вместо Туза выпала Дама (пиковая), значит, вместо "Одиннадцати" он получил "Тройку"... Вспомним, что значение Изиды у египтян было "Три". В этом случае сумма его трех карт была равна "Тринадцати", т.е. чертовой дюжине.

Что же? Богиня покарала его за алчность!

За попытку с негодными средствами проникнуть в Тайну Священную.

Вспомним также, что знаменитый Сен-Жермен, обладавший секретом трех выигрышных карт, был Великим Служителем Света... Изида за Семью Покрывалами скрывала - в первую очередь - Герметические числа.

Богиня математики

В теореме Пифагора

Чту волшебную Изиду,

Чту Озириса и Гора –

Мудрость ту, что позабыта.

Если есть в Природе Боги,

Вероятно - это Числа.

Не убогий, а глубокий

Смысл в сказку облачился.

И не ведает ученый:

За чадрой религиозной

Имя тысячаименной

Дружит с всей Вселенной звездной,

Как у Гегеля - Триада;

Как у Гелл-Манна, три кварка;

Как у Германна, шарада:

"Три", "Семь". "Туз"...

Нет: Дама карта!

Дама пик - не ведьма разве?

Дама Ангел - Беатриче!

То не лиц многообразъе,

А личин многоразличъе.

Все полярное, что зримо

Как в безмерном, так и в малом,

В Ней одной соединимо

Под Природы покрывалом.

Видим внешнее всего лишь...

Глупый разум! Ты мышленъе

Очевидностью неволишь

И впадаешь в заблужденье.

Ты стараешься, как можешь,

Дать ответ на все вопросы.

Даже вылезешь из кожи –

Не увидишь дальше носа.

Зря назойливый твой норов

Посягает непрестанно

На священные Покровы

Неприкосновенной Тайны.

Чистых чисел излученъе

Дать нельзя, минуя сроки...

Смертных губит нетерпенье

Подсмотреть - какие Боги.

Но когда Покровы скинет,

Маской Майи не прикрыта,

Станет Истиной Богиня

Математики - Изида.

1997г.

Примечания

1. Трансформация слов для углубления их смысла была начата в XX веке символистами (Федор Сологуб, Андрей Белый) и радикально продолжена футуристами (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых) в образовании неологизмов (новых слов).

Некоторые поэты занимались также палиндромами (словами-перевертышами). Поэмы-перевертыши написаны тем же Хлебниковым и Николаем Кирилловым. Писал изобильно акростихи (читаются по первым буквам строк) Николай Глазков - мастер неологизмов ("Поэтоград"). Отмечаю его полисмысл конца 30-х годов: "Отдел кадров - отделка дров". Получили применение в поэзии анаграммы (буквенно перестановочные слова). Например, у Андрея Вознесенского: "тьма - мать"; у Ларисы Дмитриевой: "есмь - семь"; у Юлиана Долгина: "Армагеддон - град Демона".

2. Вселенная однозначно не моделируема.

"Мироздание - феномен пропасти и Парфенона". Пирамида и Додекаэдр - разные модели, как говорят физики, "в первом приближении".

Древние рассматривали число граней Додекаэдра (12) как ключевое. (Число 12 венчает тройку священных чисел: 3, 7, 12.) Египетская квадратная пирамида, у которой 5 граней. 5 углов и 8 ребер, как будто к числу 12 отношения не имеет. И все же таит 12 как схему своей сути!

Блаватская показывает сокровенную принадлежность куба к 7-ми разверткой его на плоскости. 6 граней куба располагаются при этом крестом из 7-ми квадратов, ибо центральный квадрат, принадлежа и горизонтали, и вертикали, в эзотерике считается за два квадрата.

Hosted by uCoz